Новости снегоходной экспедиции: позади 2511 км, спортсмены на пути из Хатанги в Тикси
19 марта
До свидания, Норильск!
Маршрут: Норильск (Оганер) – зимник на Волочанку, пробег: за день 105 км, общий 1794 км
Наконец-то мы на маршруте! Ремонты последних дней закончены, сани готовы к дальнему пути. Нагрузив на них 1100 литров топлива (до Хатанги и про запас), все походное снаряжение, запчасти, инструмент и продовольствие, мы двинулись в бескрайние просторы Таймыра — самого северного полуострова в мире.
Путь лежал по реке Норилке, затем ушел в холмы правобережья и вывел нас на едва заметные следы вездеходов и тяжелых колесных машин. Это и есть зимник на Волочанку и Хатангу, проходящий наискось через весь Таймырский полуостров. Он огибает и оставляет южнее отроги гор плато Путорана — мало изученного и практически безлюдного. Кроме десятка сотрудников Путоранского заповедника там не живет никто, хотя площадь плато равна площади Франции…
2011 года
Таймырские сюрпризы
Маршрут: зимник на Волочанку – слияние рек Авам и Чопка, пробег: за день 217 км, общий 2011 км
Выходим рано. Погода шепчет. Ветер, как по заказу, утих за 15 минут до подъема. Правда, видимости нет совсем. В поле нашего зрения – снежная белизна, редкие кустики высотой не более 20 сантиметров да черные камни на вершинах холмов. Видимость метров сто, не больше. Дальше — неизвестность.
Временами ощущаем себя героями фантастического фильма, вокруг нас лишь сюрреалистические декорации, выкрашенные одним цветом — белым. Нет ни неба, ни земли, видны лишь ближайшие заструги и три снегохода в белом вареве из тумана, снега и ветра. Скорость снегоходов падает до 15-20 км/ч.
К вечеру прояснилось, зимник вышел на реку Чопка, идти по ней намного приятнее, чем по холмам. Местами попадаем в тяжелый глубокий снег, но зато иногда встречаются участки твердого ровного снега и льда, по которым удается разогнаться до 50 км/ч.
На одном из застругов отрывает болты, которыми крепится крюк на «Варяге». Тяжеленные сани мгновенно подскакивают и зарываются в снег. Следующая за ними «Атака» с огромным трудом уворачивается от них, все же цепляя сани правым бортом. Повреждения незначительны, быстро правим крепление канистры на санях и продолжаем путь.
21 марта
Погодные аномалии
Маршрут: слияние рек Авам и Чопка – правый берег реки Хета I, пробег: за день 123 км, общий 2134 км
Вышли на поселок Волочанку. В стародавние времена здесь русские купцы перетаскивали свои лодки через водораздел рек Хеты и Пясины, водораздел Карского моря и моря Лаптевых… Пушнина дорого ценилась, однако, во все времена…
Тепло и тихо. Старожилы говорят, что такого мартовского тепла они не помнят на Таймыре уже много лет. По средним показателям, нас должен был встретить мороз порядка минус 20-30 градусов, либо оттепель с добротной метелью…
22 марта
Курорт на Хете
Утром тепло и тихо. Минус 2 градуса. Курорт, да и только. Весь день можно было ехать без варежек, время от времени пользуясь подогревом рукояток руля, если вдруг задует боковой ветер.
Весь день наш путь пролегал по реке Хете. Не по Большой Хете, которая впадает в Енисей в районе Усть-Порта, а просто по Хете. Кстати, эта Хета никак не меньше Большой… И впадает она в Его Величество Северный Ледовитый океан, по пути следования меняя наименование на Хатангу.
Длинная река, однако. Путь тяжелый. Груженые сани глубоко проваливаются в снег, особенно у берегов. На середине реки ехать проще, так что стараемся держаться фарватера. В вечернем сумраке едва не угодили в ловушку прибрежной трещины. Ее глубина, по крайней мере на глаз, составляла более трех метров. Вытащить из нее груженые сани было бы большой проблемой. Слава Богу, обошлось.
24 марта
С утра мороз. Это видно по испарениям на наших спальниках и изморози на палатке. Значит, что стойки палатки придется отогревать зажигалкой или голыми руками. Но это — дело привычное, так же как и вытряхивание из палатки льдин, снежной изморози и сугробов. Это легче сделать, вывернув наш «дом» наизнанку. Чем мы и прилежно занимаемся каждое утро.
25 – 29 марта
Хатанга
Эти дни экспедиция провела в замечательном заполярном поселке Хатанга, обслуживая снегоходы, ремонтируя сани и общаясь с гостеприимными местными жителями.
К сожалению, погода испортилась. Запуржило не на шутку. Ураганный ветер, снегопад, почти полное отсутствие видимости… Погода нелетная. Поэтому заказанное нами фирменное моторное масло с завода прибыло только 29 марта.
Нам предстоит один из самых длительных автономных переходов. Следующая гарантированная заправка будет только в Тикси, до которого около 1100 километров. Следующий репортаж будет тоже оттуда, поскольку возможности выхода в интернет в поселках практически нет.
До связи!