Москва
  • Компания БАСК
  • Интернет-магазин
  • BASK kids
  • Аренда снаряжения
  • Сервисный центр
  • Баск-Тур
  • Спец. проекты
Bask
    • Одежда
      Куртки
      • Ветрозащитные куртки
      • Пуховые куртки
      • Утепленные куртки
      • Штормовые куртки
      • Флисовые куртки
      • Куртки Softshell
      • Детские куртки
      Головные уборы
      • Шапки
      • Подшлемники
      • Маски
      • Балаклавы
      • Кепки
      Брюки
      • Утепленные брюки
      • Штормовые брюки
      • Флисовые брюки
      • Брюки Softshell
      • Пуховые брюки
      Комбинезоны
      • Полукомбинезоны
      • Пуховые комбинезоны
      • Утепленные комбинезоны
      • Штормовые комбинезоны
      • Детские комбинезоны
      • Костюмы
      Термобелье
      • Кальсоны
      • Комплект
      • Куртки
      • Футболки
      Аксессуары
      • Перчатки
      • Варежки
      • Рукавицы
      • Гамаши
      • Носки
      • Опушки
      • Прочие Аксессуары
      Жилеты
      • Пуховые жилеты
      Обувь
    • Туристическое снаряжение
      Рюкзаки
      • Экспедиционные рюкзаки
      • Туристические рюкзаки
      • Городские рюкзаки
      • Альпинистские рюкзаки
      • Спортивные рюкзаки
      • Трекинговые рюкзаки
      • Накидки для рюкзаков
      • Транспортные чехлы
      • Рюкзаки Nomad
      Палатки
      • Туристические палатки
      • Экстремальные палатки
      • Трекинговые палатки
      • Экпедиционные палатки
      • Дуги, стойки, каркасы
      • Колышки
      Спальные мешки
      • Пуховые спальные мешки
      • Синтетические спальные мешки
      • Компрессионные мешки
      • Туристические коврики
      Сумки и баулы
      • Дорожные сумки
      • Баулы
      • Поясные сумки
      • Транспортировочные чехлы
      • Гермомешки
      Прочее
      • Книги
      • Подарочные сертификаты
      Тенты
    • Коллекции
      За Полярным Кругом
      За Полярным Кругом
      Outdoor Spirit
      Outdoor Spirit
      EXPERT
      EXPERT
      BASK city
      BASK city
      BASK kids & juno
      BASK kids & juno
      BASK juno
      BASK juno
      СИЗ
      СИЗ
    • Распродажа
    • MUST HAVE
    • СИЗ
    • Последний Размер
    Москва
    +7 (495) 646-61-63

    Звонки по Москве

    Ежедневно с 10:00 до 20:00

    8 (800) 500-79-86

    Бесплатно по России

    Дополнительная
    информация
    • Отследить заказ
    • Где купить
    • Доставка и оплата
    • Акции и скидки
    • Пользовательское соглашение
    • Политика конфиденциальности
    • Обмен и возврат
    • FAQ
    • Оценить сайт
    Сервис
    • Таблица размеров
    • Сервисный центр
    • Гарантия
    • Безопасность платежей
    • Индивидуальный пошив
    Коллекции
    • За Полярным Кругом
    • Outdoor Spirit
    • EXPERT
    • BASK city
    • BASK kids & juno
    • BASK juno
    • СИЗ
    Партнерство
    • Корпоративные заказы
    • Спортсменам
    • Стать дилером
    Компания
    • О нас
    • Контакты
    • Статьи и новости
    • Технологии
    • Материалы
    Компания
    • О нас
    • Контакты
    • Статьи и новости
    • Технологии
    • Материалы
    • Москва
    • Санкт-Петербург
    • Екатеринбург
    • Нижний Новгород
    • Якутск
    • Норильск
    • Красноярск
    • Москва
    • Санкт-Петербург
    • 39 км Мурманского шоссе
    • 45 км Автодороги Санкт-Петербург-Псков
    • Абаза
    • Абакан
    • Азов
    • Аксай
    • Алапаевск
    • Алдан
    • Александровск-Сахалинский
    • Александровское
    • Альметьевск
    • Амурск
    • Анадырь
    • Анапа
    • Ангарск
    • Анжеро-Судженск
    • Анива
    • Апатиты
    • Армавир
    • Архангельск
    • Архангельский
    • Асбест
    • Астрахань
    • Ачинск
    • Балаково
    • Балашиха
    • Барнаул
    • Бархатовский
    • Батайск
    • Бахчисарай
    • Белгород
    • Белебей
    • Белев
    • Белово
    • Белогорск
    • Белокуриха
    • Белоозёрский
    • Белоярский
    • Бердск
    • Березники
    • Березовка
    • Бийск
    • Билибино
    • Бирск
    • Благовещенск
    • Бодайбо
    • Большой Камень
    • Братск
    • Брянск
    • Бугульма
    • Бугуруслан
    • Бузулук
    • Великий Новгород
    • Верещагино
    • Верхний Уфалей
    • Верхняя Пышма
    • Верхоянск
    • Видное
    • Вилюйск
    • Владивосток
    • Владикавказ
    • Владимир
    • Волгоград
    • Волжский
    • Вологда
    • Воркута
    • Воронеж
    • Воткинск
    • Вуктыл
    • Гай
    • Голицыно
    • Горно-Алтайск
    • Горный
    • Город Саяногорск
    • Грозный
    • Губкинский
    • Давлеканово
    • Дзержинск
    • Дзержинский
    • Димитровград
    • Дмитров
    • Долгопрудный
    • Домодедово
    • Донецк
    • Дубна
    • Дудинка
    • Екатеринбург
    • Елец
    • Елизово
    • Ессентуки
    • Железногорск
    • Железногорск-Илимский
    • Жуковский
    • Заречный
    • Заринск
    • Звенигород
    • Зеленогорск
    • Зеленоград
    • Зеленодольск
    • Златоуст
    • Иваново
    • Ижевск
    • Ижевское
    • Иркутск
    • Искитим
    • Истра
    • Ишим
    • Йошкар-Ола
    • Казань
    • Калининград
    • Калуга
    • Каменск-Уральский
    • Кандалакша
    • Канск
    • Качканар
    • Кедровый
    • Кемерово
    • Керчь
    • Кингисепп
    • Киров
    • Кирово-Чепецк
    • Кировск
    • Кирсанов
    • Кисловодск
    • Климовск
    • Клин
    • Когалым
    • Кодинск
    • Коломна
    • Колпашево
    • Колпино
    • Комсомольск-на-Амуре
    • Комсомольский
    • Копейск
    • Кореновск
    • Королев
    • Корсаков
    • Кострома
    • Котельники
    • Котлас
    • Красноармейск
    • Красновишерск
    • Красногорск
    • Краснодар
    • Краснокаменск
    • Красноярск
    • Крымск
    • Кстово
    • Кубинка
    • Кувандык
    • Кудрово
    • Кузьмоловский
    • Кукмор
    • Кумертау
    • Кунгур
    • Курган
    • Курильск
    • Курск
    • Курчатов
    • Кушнаренковский
    • Кызыл
    • Лабытнанги
    • Лагань
    • Лангепас
    • Лениногорск
    • Ленинск-Кузнецкий
    • Ленск
    • Лесной
    • Лесозаводск
    • Лесосибирск
    • Липецк
    • Лобня
    • Лосино-Петровский
    • Луховицы
    • Лысьва
    • Лыткарино
    • Люберцы
    • Лянтор
    • Магадан
    • Магнитогорск
    • Майкоп
    • Мамадыш
    • Махачкала
    • Мегион
    • Медногорск
    • Междуреченск
    • Мензелинск
    • Миасс
    • Минусинск
    • Мирный
    • Мирный (Якутия)
    • Михайловск
    • Мичуринск
    • Можайск
    • Московский
    • Муравленко
    • Мурино
    • Мурманск
    • Мытищи
    • Набережные Челны
    • Надым
    • Называевск
    • Нальчик
    • Наро-Фоминск
    • Нарьян-Мар
    • Находка
    • Невинномысск
    • Нерюнгри
    • Нефтекамск
    • Нефтеюганск
    • Нижневартовск
    • Нижнекамск
    • Нижнеудинск
    • Нижний Новгород
    • Нижний Тагил
    • Нижняя Тура
    • Николаевск-на-Амуре
    • Новоалтайск
    • Новодвинск
    • Новокузнецк
    • Новороссийск
    • Новосибирск
    • Новоуральск
    • Новый Уренгой
    • Ногинск
    • Норильск
    • Ноябрьск
    • Нюрба
    • Нягань
    • Обнинск
    • Обь
    • Одинцово
    • Озерск
    • Октябрьский
    • Олекминск
    • Омск
    • Орел
    • Оренбург
    • Орск
    • Островной
    • Отрадное
    • ПГТ Междуреченский
    • ПГТ Шушенское
    • Певек
    • Пенза
    • Первоуральск
    • Пермь
    • Петергоф
    • Петровск-Забайкальский
    • Петрозаводск
    • Петропавловск-Камчатский
    • Печора
    • Подольск
    • Подосиновское городское поселение
    • Покачи
    • Покровск
    • Полярные Зори
    • Поронайск
    • Прогресс
    • Прокопьевск
    • Псков
    • Пушкино
    • Пятигорск
    • Раменское
    • Ревда
    • Реутов
    • Родники
    • Ростов-на-Дону
    • Руза
    • Рыбинск
    • Рыбница
    • Рязань
    • Салават
    • Салехард
    • Самара
    • Саранск
    • Саратов
    • Саров
    • Сафоново
    • Саяногорск
    • Саянск
    • Свободный
    • Севастополь
    • Северобайкальск
    • Северодвинск
    • Североморск
    • Североуральск
    • Северск
    • Село Игнатово
    • Сергиев Посад
    • Серпухов
    • Симферополь
    • Сковородино
    • Слободской
    • Смоленск
    • Снежинск
    • Советский
    • Соликамск
    • Солнечногорск
    • Солнечный
    • Сорочинск
    • Сосновоборск
    • Сосновское городское поселение
    • Сосногорск
    • Сочи
    • Среднеколымск
    • Ставрополь
    • Старый Оскол
    • Стерлитамак
    • Стрежевой
    • Стрижевское городское поселение
    • Ступино
    • Сургут
    • Сызрань
    • Сыктывкар
    • Сысерть
    • Таганрог
    • Тайшет
    • Талнах
    • Тамбов
    • Тарко-Сале
    • Таштагол
    • Тверь
    • Тихорецк
    • Тобольск
    • Тольятти
    • Томск
    • Тосно
    • Трехгорный
    • Троицк
    • Троицкий
    • Туапсе
    • Тула
    • Тулун
    • Турочакское
    • Тында
    • Тюмень
    • Углегорск
    • Удачный
    • Удомля
    • Улан-Удэ
    • Ульяновск
    • Урай
    • Усинск
    • Усолье-Сибирское
    • Уссурийск
    • Усть-Илимск
    • Усть-Катав
    • Усть-Коксинское
    • Усть-Кут
    • Уфа
    • Ухта
    • Учалы
    • Фрязино
    • Хабаровск
    • Хабаровское
    • Ханты-Мансийск
    • Химки
    • Чайковский
    • Чебоксары
    • Челябинск
    • Чепецкое
    • Череповец
    • Черкесск
    • Черногорск
    • Чистополь
    • Чита
    • Чулым
    • Шагонар
    • Шадринск
    • Шарыпово
    • Шатура
    • Шахты
    • Шелехов
    • Шерегеш
    • Шилка
    • Щелково
    • Щербинка
    • Элекмонарское
    • Электросталь
    • Элиста
    • Энгельс
    • Югорск
    • Южно-Сахалинск
    • Южноуральск
    • Якутск
    • Ялта
    • Ярославль
    • Ярцево
    • Ясный
    • Сравнить
      Список товаров для сравнения
        Перейти к сравнению
      • Поиск
      • Корзина 0
      • Вход
      in progress...
      Все товары (0)
      Категории
        1. BASK
        2. Статьи

        Стрaхoвкa в гoрaх. Часть 3

        Срыв — описание процесса и возникающие при этом нагрузки. При срыве первого в связке он падает до точки страховки и далее на всю длину свободной веревки. При этом его потенциальная энергия переходит в кинетическую. Чем дальше он падает, тем более высокую скорость набирает. Когда свободная веревка кончается, веревка начинает растягиваться и поглощать кинетическую энергию человека. Сорвавшийся останавливается в тот момент, когда веревка поглотит всю его кинетическую энергию. В этот момент усилие в веревке достигаем максимума. Именно это усилие надо рассматривать
        для оценки значения рывка и воздействия его на верхнюю точку страховки и страхующего.

        Кинетическая энергия гасится, также, трением в верхнем карабине и трением в тормозном устройстве.

        В приложении, приведенном в конце работы, мы сделаем вывод формул, описывающей поведение альпинистской веревки при срыве первого в связке. А сейчас рассмотрим — какие силы возникают в различных элементах страховочной цепи при срыве ведущего.

        В карабине на веревку действует сила трения Fтрен, которая препятствует движению веревки. Сила трения зависит от коэффициента трения и силы давления веревки на карабин. В том же направлении, что и сила трения, действует сила F1, которая удерживает сорвавшегося от дальнейшего падения. Удержание падающего человека возможно лишь при условии, когда F=F1+Fтрен. При этом веревка может двигаться в карабине с некоторой постоянной скоростью (вариант протравливания), либо останавливаться до момента полной остановки. Когда веревка останавливается, движение ее описывается гармоническими затухающими колебаниями (их уравнение без учета эффекта затухания приводится в приложении).

        Сила трения, по оценкам фирм-производителей снаряжения, составляет около 34% от силы рывка F (т.е. это для условий новой веревки, нового карабина и при отсутствии грязи, воды и прочих факторов, увеличивающих силу трения). При этом сила F1 составляет 66% от силы F. Тогда на карабин будет воздействовать сила N=F1+F=1.66F. При наличии грязи, влаги, дефектов веревки или карабина сила трения может увеличиться, так что, реальная нагрузка на карабин (а поэтому и на точку страховки) составляет: F < N < 1.66F.

        Итак, при срыве действуют следующие силы:

        1. F — сила, действующая на сорвавшегося. Не более 1200 кг для динамической веревки.
        2. N=F1+F — сила, действующая на точку страховки. Веревка проходит через карабин, поворачиваясь в противоположном направлении. F < N < 1.66F. Величина силы N — до 1800 кг.
        3. F1 — сила, воздействующая на всю последующую страховочную цепь. При этом часть ее — это сила трения в остальных карабинах, трение веревки о выступы, скалы и т. п., трение в тормозном устройстве, через которое осуществляется страховка, трение о руки страхующего. Остальная часть силы F1, это сила упругости в веревке. Она равна и противоположна силе, с которой веревка зажата и удерживается на страховочной базе — Fбазы. 0 < F1 < 0.66F. Величина силы F1 — до 600 кг.
        4. Fбазы — рывок на страховочной базе. Воспринимается или непосредственно страхующим или самой базой. 0 < Fбазы
          < F1. Величина силы Fбазы от 0 до 600 кг. При зависании на базе без промежуточных точек рывок на базу
          будет в пределах 1200—1800 кг в зависимости от способа страховки.

        Нагрузки в веревке. На веревку может воздействовать статическое или динамическое воздействие.

        Статическое воздействие — воздействие постоянной силы (например — груз, подвешенный за веревку). При этом
        веревка растягивается и в ней возникает сила упругости, равная и направленная противоположно приложенной силе. При
        слабых воздействиях выполняется закон Гука — при этом сила упругости пропорциональна величине деформации веревки (область 1). F=α·(L/Lo).


        Нагрузки, при которых зависимость силы от удлинения становятся нелинейными, деформируют веревку таким образом, что при их снятии она не возвращается в исходное состояние, при этом в ней возникают необратимые изменения и ее свойства меняются (всегда в худшую сторону). Ее жесткость при этом увеличивается, ухудшаются эластичные свойства. Эксплуатация веревки при таких условиях приводят к преждевременному износу.

        Критерием качества динамической веревки является тест UIAA. Современные динамические веревки могут выдерживать 8—20 подобных рывков. Можно сказать, что для таких веревок подобный рывок находится в области пропорциональной зависимости силы от удлинения (конечно, в пределах того количества таких рывков, которое указано фирмой-изготовителем).

        Динамическое воздействие — воздействие силы, меняющейся во времени, или воздействие движущегося предмета (груза). Например — человек, падающий под действием силы тяжести. При этом он движется с ускорением g=9.8 м/сек2 и скорость
        его увеличивается пропорционально времени падения. Когда говорят что, зависая на веревке человек, испытывает на себе рывок, это означает, что вся кинетическая энергия человека переходит в энергию деформации веревки и на человека действует сила упругости со стороны веревки.

        В приложении сделан расчет величины рывка, получено следующее выражение:


        Величина рывка — максимальное значение силы упругости.Сила упругости при срыве меняется по косинусоиде (это видно
        из приведенного ниже уравнения, которое также получено в приложении).

        При одновременно падении их веревка будет двигаться в верхнем карабине. При этом первого в связке как бы затягивает в верхнюю точку и когда веревка начнет гасить его энергию падения, ее почти не останется для этой цели, рывок будет очень жестким. При таком рывке фактор рывка может оказаться гораздо выше, чем 2.

        Динамическая страховка

        Динамическая страховка — довольно сложный технический прием, который позволяет при срыве партнера уменьшить рывок на веревку и на все остальные звенья страховочной цепи и обезопасить последствия падения. При этом страхующий зажимает веревку не жестко, а так, чтобы она при рывке протравилась на некоторую длину. Можно контролировать либо усилие, с которым страхующий зажимает веревку, либо длину протравливания.

        Проще контролировать усилие протравливания. Длина протравливания будет такая, которая соответствует данному усилию. Так как в реальных условиях присутствуют трение веревки о карабины и о рельеф, они действуют действовать одновременно с действиями страхующего. Надо оценить насколько критично падение партнера на большую глубину падения (нет ли там полочек, выступов, о которые ваш партнер может удариться), а также длину свободной веревки. Если условия позволяют —
        постараться протравить веревку на достаточное расстояние. В первый момент рывка не следует зажимать веревку сильно (вдруг трение о промежуточные карабины и выступы будет велико). Затем надо плавно увеличить усилие на вашем тормозном устройстве. Если длина протравливания получается слишком большой — нужно увеличить силу. Если вы все делаете правильно, рывок будет почти незаметен для партнера и вы снизите риск вырыва верхней точки страховки. Во время страховки рекомендуется пользоваться тормозным устройством. Распространенными тормозными устройствами
        являются «восьмерка», «букашка» и «шайба Штихта».

        На базе

        На базе страхующий делает страховку первому в связке. База должна выдержать рывок как вниз (если ни одной точки сделать первому не удастся или они все повылетают), так и вверх. Рывок за базу может быть как очень жестким, так и слабым.
        Важно, чтобы на базу не пришелся сильный рывок. Это может привести к вырыву отдельных точек страховки и даже к разрушению самой базы (и тогда все участники связки, скорее всего, погибнут, чего, естественно, нельзя допускать).

        Для базы делают обычно 2 точки страховки или более. Затем их блокируют между собой.

        На верхней промежуточной точке страховки происходит задержание сорвавшегося. Этот процесс мы уже рассматривали выше. Если бы трения в карабине не было, то на верхнюю точку действовала бы сила, в 2 раза превышающая рывок на веревку. За счет силы трения на карабин будет воздействовать сила N=F1+F=1.66F. При наличии грязи, влаги, дефектов веревки или карабина сила трения может увеличиться, так что реальная нагрузка на карабин (а поэтому и на точку страховки) составляет: F < N < 1.66F. Примерно можно считать, что нагрузка за верхнюю точку в полтора раза больше рывка
        в веревке. Если точка вылетела, то аналогичный процесс будет происходить на следующей точке. При этом часть энергии
        может погаситься, а может и не погаситься (смотря как была вырвана точка страховки). Если не выдержала следующая,
        падение будет происходить дальше… При прохождении веревки надо делать как минимум 2—3 абсолютно надежные
        промежуточные точки страховки. Надежную точку страховки надо также делать перед сложным местом, а также после него (потому что на самом сложном месте хорошую точку страховки можно просто не успеть сделать).

        В других промежуточных точках.

        При срыве вся основная нагрузка приходится на верхнюю (последнюю) точку страховки. В это время на другие промежуточные точки действует небольшой рывок в направлении, перпендикулярном склону. При страховке за анкера или крючья этот момент даже можно не рассматривать, чего не скажешь для случая, когда применяют закладки. Закладки характерны тем, что они могут держать рывок только в вполне определенном направлении, которое, обычно, совпадает с направлением возможного срыва. В поперечном же направлении закладки часто не работают. Более того, часть закладок может просто вылететь при вытаскивании веревки вверх при движении первого. А это означает, что при вырыве верхней точки падать придется далеко…


        Как можно обезопасить данную ситуацию?

        • Подбить закладку молотком (непопулярная мера, портит саму закладку, ее после этого, как правило, трудно вытащить, но зато очень эффективная). Использовать только в крайнем случае.
        • Сильно дернуть за закладку после того, как она уже установлена (этим она заклинивается в трещине и не выскакивает при боковых нагрузках). Самый распространенный прием.
        • Повесить на закладку дополнительную оттяжку или карабин. В комбинации с вышеназванным широко применяется, но приводит к дополнительному расходу снаряжения.
        • Поставить еще одну закладку, которая действует в противоположном направлении. Эти точки блокируют и используют вместе. При этом повышается надежность. Недостатки — дополнительный расход снаряжения и времени на установку точки.

        Воздействие на сорвавшегося.

        На сорвавшегося действует тот же рывок, который возникает в веревке. Некоторую амортизацию обеспечивает подвесная система и костно-мышечная система (это существенно, когда глубина падения невелика). Кроме фактора рывка существенным является то, не ударится ли упавший человек о выступы до того, как будет задержан веревкой. Большое значение имеет качество подвесной системы. Для скалолазания в последнее время используют нижнюю подвесную
        систему — беседку. Она делается таким образом, чтобы равномерно распределять нагрузку. При этом большая часть нагрузки распределяют на верхнюю часть бедер. По нормативам UIAA система должна выдерживать рывок не менее 1500 кг (при этом на каждую ногу приходится 750 кг). Считается, что кратковременное воздействие рывка 1200 кг не причиняет существенного вреда для человека (отсюда и норматив UIAA на веревку — не более 1200 кг) Для альпинизма применяют в основном комбинированные системы из беседки и обвязки. Это связано с тем, что падение альпиниста может происходить в более сложных условиях и с большими факторами рывка. Если падение альпиниста не вовремя стабилизируется, рывок может произойти в направлении, перпендикулярном телу (если он будет только в беседке). При этом возможны травмы позвоночника, вплоть до его перелома. Кроме того, альпинист может нести с собой рюкзак. В этом случае воздействие на позвоночник может стать еще более непредсказуемым. Применение обвязки стабилизирует падение тела. Точка приложения рывка находится при этом гораздо дальше от центра тяжести и риск получить травму позвоночника гораздо ниже. Но при этом возникает новая опасность — получить травмы (переломы) ребер. Поэтому обвязка должна быть тщательно отрегулирована. При срыве нагрузка должна приходиться частично на обвязку, но в основномна беседку.

        Еще раз подчеркнем, что первый должен ввязываться в веревку с помощью узла, а не пристегиваться карабином.

        Часть 4>>>

        В корзине нет ни одного товара
        Перейти в каталог
        • Отследить заказ
        • Где купить
        • Доставка и оплата
        • Акции и скидки
        • Пользовательское соглашение
        • Политика конфиденциальности
        • Обмен и возврат
        • FAQ
        • Оценить сайт
        Сервис
        • Таблица размеров
        • Сервисный центр
        • Гарантия
        • Безопасность платежей
        • Индивидуальный пошив
        Коллекции
        • За Полярным Кругом
        • Outdoor Spirit
        • EXPERT
        • BASK city
        • BASK kids & juno
        • BASK juno
        • СИЗ
        Партнерство
        • Корпоративные заказы
        • Спортсменам
        • Стать дилером
        Компания
        • О нас
        • Контакты
        • Статьи и новости
        • Технологии
        • Материалы
        Компания
        • О нас
        • Контакты
        • Статьи и новости
        • Технологии
        • Материалы

        НПФ БАСК ©1996-2021

        Данный cайт и размещенная на нём информация являются собственностью компании. При использовании материалов сайта ссылка обязательна

        Выбор города
        • Москва
        • Санкт-Петербург
        • 39 км Мурманского шоссе
        • 45 км Автодороги Санкт-Петербург-Псков
        • Абаза
        • Абакан
        • Азов
        • Аксай
        • Алапаевск
        • Алдан
        • Александровск-Сахалинский
        • Александровское
        • Альметьевск
        • Амурск
        • Анадырь
        • Анапа
        • Ангарск
        • Анжеро-Судженск
        • Анива
        • Апатиты
        • Армавир
        • Архангельск
        • Архангельский
        • Асбест
        • Астрахань
        • Ачинск
        • Балаково
        • Балашиха
        • Барнаул
        • Бархатовский
        • Батайск
        • Бахчисарай
        • Белгород
        • Белебей
        • Белев
        • Белово
        • Белогорск
        • Белокуриха
        • Белоозёрский
        • Белоярский
        • Бердск
        • Березники
        • Березовка
        • Бийск
        • Билибино
        • Бирск
        • Благовещенск
        • Бодайбо
        • Большой Камень
        • Братск
        • Брянск
        • Бугульма
        • Бугуруслан
        • Бузулук
        • Великий Новгород
        • Верещагино
        • Верхний Уфалей
        • Верхняя Пышма
        • Верхоянск
        • Видное
        • Вилюйск
        • Владивосток
        • Владикавказ
        • Владимир
        • Волгоград
        • Волжский
        • Вологда
        • Воркута
        • Воронеж
        • Воткинск
        • Вуктыл
        • Гай
        • Голицыно
        • Горно-Алтайск
        • Горный
        • Город Саяногорск
        • Грозный
        • Губкинский
        • Давлеканово
        • Дзержинск
        • Дзержинский
        • Димитровград
        • Дмитров
        • Долгопрудный
        • Домодедово
        • Донецк
        • Дубна
        • Дудинка
        • Екатеринбург
        • Елец
        • Елизово
        • Ессентуки
        • Железногорск
        • Железногорск-Илимский
        • Жуковский
        • Заречный
        • Заринск
        • Звенигород
        • Зеленогорск
        • Зеленоград
        • Зеленодольск
        • Златоуст
        • Иваново
        • Ижевск
        • Ижевское
        • Иркутск
        • Искитим
        • Истра
        • Ишим
        • Йошкар-Ола
        • Казань
        • Калининград
        • Калуга
        • Каменск-Уральский
        • Кандалакша
        • Канск
        • Качканар
        • Кедровый
        • Кемерово
        • Керчь
        • Кингисепп
        • Киров
        • Кирово-Чепецк
        • Кировск
        • Кирсанов
        • Кисловодск
        • Климовск
        • Клин
        • Когалым
        • Кодинск
        • Коломна
        • Колпашево
        • Колпино
        • Комсомольск-на-Амуре
        • Комсомольский
        • Копейск
        • Кореновск
        • Королев
        • Корсаков
        • Кострома
        • Котельники
        • Котлас
        • Красноармейск
        • Красновишерск
        • Красногорск
        • Краснодар
        • Краснокаменск
        • Красноярск
        • Крымск
        • Кстово
        • Кубинка
        • Кувандык
        • Кудрово
        • Кузьмоловский
        • Кукмор
        • Кумертау
        • Кунгур
        • Курган
        • Курильск
        • Курск
        • Курчатов
        • Кушнаренковский
        • Кызыл
        • Лабытнанги
        • Лагань
        • Лангепас
        • Лениногорск
        • Ленинск-Кузнецкий
        • Ленск
        • Лесной
        • Лесозаводск
        • Лесосибирск
        • Липецк
        • Лобня
        • Лосино-Петровский
        • Луховицы
        • Лысьва
        • Лыткарино
        • Люберцы
        • Лянтор
        • Магадан
        • Магнитогорск
        • Майкоп
        • Мамадыш
        • Махачкала
        • Мегион
        • Медногорск
        • Междуреченск
        • Мензелинск
        • Миасс
        • Минусинск
        • Мирный
        • Мирный (Якутия)
        • Михайловск
        • Мичуринск
        • Можайск
        • Московский
        • Муравленко
        • Мурино
        • Мурманск
        • Мытищи
        • Набережные Челны
        • Надым
        • Называевск
        • Нальчик
        • Наро-Фоминск
        • Нарьян-Мар
        • Находка
        • Невинномысск
        • Нерюнгри
        • Нефтекамск
        • Нефтеюганск
        • Нижневартовск
        • Нижнекамск
        • Нижнеудинск
        • Нижний Новгород
        • Нижний Тагил
        • Нижняя Тура
        • Николаевск-на-Амуре
        • Новоалтайск
        • Новодвинск
        • Новокузнецк
        • Новороссийск
        • Новосибирск
        • Новоуральск
        • Новый Уренгой
        • Ногинск
        • Норильск
        • Ноябрьск
        • Нюрба
        • Нягань
        • Обнинск
        • Обь
        • Одинцово
        • Озерск
        • Октябрьский
        • Олекминск
        • Омск
        • Орел
        • Оренбург
        • Орск
        • Островной
        • Отрадное
        • ПГТ Междуреченский
        • ПГТ Шушенское
        • Певек
        • Пенза
        • Первоуральск
        • Пермь
        • Петергоф
        • Петровск-Забайкальский
        • Петрозаводск
        • Петропавловск-Камчатский
        • Печора
        • Подольск
        • Подосиновское городское поселение
        • Покачи
        • Покровск
        • Полярные Зори
        • Поронайск
        • Прогресс
        • Прокопьевск
        • Псков
        • Пушкино
        • Пятигорск
        • Раменское
        • Ревда
        • Реутов
        • Родники
        • Ростов-на-Дону
        • Руза
        • Рыбинск
        • Рыбница
        • Рязань
        • Салават
        • Салехард
        • Самара
        • Саранск
        • Саратов
        • Саров
        • Сафоново
        • Саяногорск
        • Саянск
        • Свободный
        • Севастополь
        • Северобайкальск
        • Северодвинск
        • Североморск
        • Североуральск
        • Северск
        • Село Игнатово
        • Сергиев Посад
        • Серпухов
        • Симферополь
        • Сковородино
        • Слободской
        • Смоленск
        • Снежинск
        • Советский
        • Соликамск
        • Солнечногорск
        • Солнечный
        • Сорочинск
        • Сосновоборск
        • Сосновское городское поселение
        • Сосногорск
        • Сочи
        • Среднеколымск
        • Ставрополь
        • Старый Оскол
        • Стерлитамак
        • Стрежевой
        • Стрижевское городское поселение
        • Ступино
        • Сургут
        • Сызрань
        • Сыктывкар
        • Сысерть
        • Таганрог
        • Тайшет
        • Талнах
        • Тамбов
        • Тарко-Сале
        • Таштагол
        • Тверь
        • Тихорецк
        • Тобольск
        • Тольятти
        • Томск
        • Тосно
        • Трехгорный
        • Троицк
        • Троицкий
        • Туапсе
        • Тула
        • Тулун
        • Турочакское
        • Тында
        • Тюмень
        • Углегорск
        • Удачный
        • Удомля
        • Улан-Удэ
        • Ульяновск
        • Урай
        • Усинск
        • Усолье-Сибирское
        • Уссурийск
        • Усть-Илимск
        • Усть-Катав
        • Усть-Коксинское
        • Усть-Кут
        • Уфа
        • Ухта
        • Учалы
        • Фрязино
        • Хабаровск
        • Хабаровское
        • Ханты-Мансийск
        • Химки
        • Чайковский
        • Чебоксары
        • Челябинск
        • Чепецкое
        • Череповец
        • Черкесск
        • Черногорск
        • Чистополь
        • Чита
        • Чулым
        • Шагонар
        • Шадринск
        • Шарыпово
        • Шатура
        • Шахты
        • Шелехов
        • Шерегеш
        • Шилка
        • Щелково
        • Щербинка
        • Элекмонарское
        • Электросталь
        • Элиста
        • Энгельс
        • Югорск
        • Южно-Сахалинск
        • Южноуральск
        • Якутск
        • Ялта
        • Ярославль
        • Ярцево
        • Ясный
        Выбор страны
        • Россия
        • Австрия
        • Азербайджан
        • Армения
        • Беларусь
        • Германия
        • Гренландия
        • Казахстан
        • Кыргызстан
        • Молдова
        • Остров Рождества
        • Румыния
        • Таджикистан
        • Туркменистан
        • Узбекистан
        • Украина
        • Франция
        • Чехия
        Bask
        Вход в интернет-магазин
        Напомнить пароль
        Я вспомнил пароль
        или
        Нет учетной записи? Зарегистрироваться