Рюкзак в походе – целый дом за спиной. В нём мы несём всё, что необходимо для жизни в диких условиях и специальное снаряжение. От удобства рюкзака зависит расстояние, которое мы пройдём и настроение, в котором проделаем этот путь.
Размер рюкзака напрямую связан с объёмом вещей, нужных в походе. Любой комфортный выход с ночёвкой предусматривает полный комплект снаряжения: палатку, спальный мешок, коврик, кухню и еду. Длинные походы добавляют к этому базовому списку питание и газ: чем больше дней вы проведёте под рюкзаком, тем больше еды в него нужно положить. Не забудем специальное снаряжение, например, полный набор альпинистской экипировки. Так объём рюкзака вырастает до 90 литров и больше. Список вещей можно продолжать до бесконечности, но он ограничен нашими физическими возможностями - весом, который можем унести. Его можно грубо оценить как четверть личного веса, для спортсменов больше – до 45 кг на старте серьёзного горного похода.
Перед конструкторами рюкзаков большого и среднего объёма стоит несколько проблем, с которыми они справляются разными способами:
Большие и средние рюкзаки БАСК можно разделить на две категории:
Это не жёсткое деление, и в диапазоне средних размеров категории могут пересекаться.
Выбор будет зависеть от конкретных целей экипируемого.
Рюкзаки отличаются друг от друга не только размером, но и в деталях.
Самый лучший способ уложить рюкзак – убрать всё снаряжение внутрь, чтобы не потерять, не промочить или не испортить его. Это правило известно и альпинистам, но оно редко соблюдается! Объём альпинистского рюкзака не превышает 75 литров, а чаще –50-55 литров. С ним альпинисты отправляются на подходы к горе и на восхождения, не даром второе название таких рюкзаков – штурмовые. И это не прихоть. Большой рюкзак совершенно неуместен на маршруте – он тяжёлый, широкий и будет мешать, но необходимость в перемещении большого количества груза в базовый лагерь остаётся. Приходится искать компромисс: в развитой системе внешней навески – часть снаряжения крепится снаружи рюкзака; и съёмных деталях – поясе и спине.
Устройство спины рюкзака
По мнению дизайнеров БАСК, суть хорошего рюкзака заключается в минимуме конструктивных элементов и усложнений. Так, самый большой рюкзак БАСК Анаконда рассчитан на 130-140 литров и весит всего 2 кг 300 граммов. Чтобы обеспечить комфортную ходьбу с рюкзаком большого веса, нет никакой необходимости прилаживать к нему очень мощную и тяжёлую спину, достаточно каркаса из пенополиэтилена и мягких валиков из сетки D-Mesh в точно рассчитанных местах. Конечно, такой подход требует от туриста правильной укладки рюкзака, но это небольшая цена за лишние 1-2 кг веса. Отметим, что такая конструкция не рассчитана на использование полупустого рюкзака, вещи являются её важным силовым элементом.
В отдельных моделях среднего и малого объёма спина дополнительно усилена съёмным пластиковым или алюминиевым каркасом П или Х – образной формы или алюминиевыми латами (Nomad), что придаёт рюкзаку жёсткость в любом состоянии.
Размер спины рюкзака
У каждого из нас разные антропометрические характеристики – рост, пропорции тела. Идеальным будет рюкзак, сшитый точно по меркам, но в массовом производстве это невозможно.
Существуют два подхода к решению этой проблемы:
БАСК реализует обе возможности. В наших больших рюкзаках вы найдёте регулировку посадки рюкзака по высоте – IBS, и систему подвески рюкзака Анаконда с дополнительно регулируемым по высоте поясом.
В серии LIGHT для облегчения конструкции введён размерный ряд: M (длина спины: от 39 до 48 см) и XL (длина спины: 46 до 55 см).
Посадку рюкзака можно дополнительно регулировать стропами на лямках и грудной стяжкой, которая фиксирует лямки.
Обратите внимание на уникальное решение БАСК в туристических рюкзаках серии BERG, особенно интересной для любителей лыжных походов. Система подвески «Актив» повторяет движение плеч при ходьбе с палками, оставляя рюкзак в фиксированном положении – он не переваливается из стороны в сторону с движением рук.
Чтобы обеспечить вентиляцию спины под рюкзаком, нужно дать возможность воздуху свободно двигаться между ними.
Вентиляция БАСК реализуется двумя способами:
Лямки и пояс анатомического кроя дополняют устройство спины рюкзаков БАСК.
Грузовой отсек рюкзака – мешок
Геометрия мешка рюкзака, на первый взгляд, может показаться простой. Мешок и есть – мешок! Но это не так. Правильная форма мешка обеспечит оптимальное распределение веса и удобный доступ в рюкзак. Например, небольшое уменьшение толщины рюкзака в средней части, позволяет сместить центр тяжести системы «человек-рюкзак» в наиболее выгодное положение.
В отдельных моделях больших туристических рюкзаков мы установили внутреннюю перегородку на молнии и дополнительный вход в получившийся отсек снизу. Его можно использовать для мокрых и грязных вещей, палатки или верёвки, которые могут часто пригодиться и доступ к которым не должен быть затруднён.
Затягивающийся тубус в верхней части мешка из прочной непромокаемой ткани даст дополнительный объём рюкзаку.
Выбор материала мешка зависит от условий применения и назначения рюкзаков. Плотный материал лучше выдерживает большие нагрузки и негативное внешнее воздействие (трение, рывки), но много весит. Поэтому лучшим решением становится комбинация тканей разной плотности: мощной в опасных местах (Cordura® 1000, Hipalon tm) и тонкой в остальных (Robic®, Cordura®, Nylon Ripstop).
Клапан и дополнительные карманы
В моделях БАСК среднего и большого объёма мы устанавливаем съёмный клапан. В нём можно разместить все полезные мелочи и воспользоваться как отдельной сумкой.
Дополнительные карманы на туристических рюкзаках остаются спорным моментом, поэтому наши конструкторы редко используют этот метод увеличения объёма рюкзака. Исключением являются небольшие плоские карманы в нижней части туристических рюкзаков.
Набитые боковые карманы могут мешать движениям рук и застревать в узких проходах, а большой фронтальный карман невыгодно смещать центр тяжести рюкзака назад. Но для любителей этих дополнительных элементов рюкзака мы представляем БАСК SHIVLING 70, в небольшом объёме которого они показались нам уместными.
Внешняя навеска
Система строп на внешней поверхности рюкзака служит нескольким целям:
Штурмовые альпинистские рюкзаки - самые интересные для конструкторов с этой точки зрения: развитая система строп, петли для ледоруба, дополнительные фронтальные петельки на клапане и дне, специальные ручки для подъёма рюкзака на верёвке – есть место развернуться смекалке и фантазии!
Важной и для сначала незаметной деталью рюкзака являются транспортные петли. Зачем они нужны, если есть лямки? Вы обязательно оцените нашу систему транспортных петель при погрузке в самолёт и на маршруте в горах!
В рюкзаках БАСК используется качественная фурнитура и молнии марок Duraflex®, YKK®.
Рюкзаки для горных лыж и сноуборда
Интересным с точки зрения деталей и конструкции стал наш новый рюкзак для зимних видов спорта – MUSTAG 25/35, разработанный в содружестве с профессиональными фрирайдерами России. Такой тип рюкзаков особенно технологичен: в нём нужно удобно разместить всё снаряжение для фрирайда, вплоть до лыж или доски, и обеспечить защиту спины.
Городские рюкзаки и сумки
В городе рюкзак остаётся таким же надёжным спутником, как в горах. Оптимальный объём, удобная форма, функциональность и надёжность – то, что отличает рюкзаки БАСК.
Самый маленький рюкзак БАСК RACER объёмом 10 литров, незаменим на мультиспортивных гонках, ориентировании, побежке или прогулке на лыжах. Как и поясная сумка CERTUS с аналогичным поясом и отделом для воды.
Сравнение рюкзаков одного объёма:
Категория | Модель | Ткань | Усиление | Система спины | Вес, г |
Штурмовые | БАСК LIGHT 75 XL | 100D Robic® Triple Rip 2000 мм Н2О UTS | 210Dx420D Robic® Kodra дно и нижняя треть фронтальной части рюкзака | Термоформованная спина, размер XL | 1260 |
БАСК BOULDER 75 | 420D Nylon Ripstop PU | Cordura® 1000 | Термоформованная спина усилена съемным металлическим каркасом | 2050 | |
БАСК LIGHT 69 | 210D DuPont Cordura® 2000 PU | Cordura® 1000 Дно | Плечевые стропы | 1060 | |
Туристические | БАСК SHIVLING 70 | Robic® | Cordura® 1000 | IBS | 2200 |
БАСК BERG 60 | 300D DuPont Cordura Ripstop | Cordura® 1000 | Актив | 2020 |