Интeрвью Вaлeрия Бaбaнoвa пeрeд вoсхoждeниeм
HPCru: Валерий, как настроение и самочувствие перед штурмом?
Валерий Бабанов: Настроение хорошее, самочувствие еще лучше. Правда, сожалею, что не успел дочитать книжку.
HPCru: Есть ли какая-нибудь примета, от которой может зависеть успех восхождения, и которой вы доверяете?
В.Б.: Примет таких нет. Главное - погода. Когда я ходил по новому маршруту на Гран-Жарас, я провалился в трещину, упустил восьмерку (веревку). Потом сошла лавина... Вот такие приметы были, а восхождение получилось очень классным.
HPCru: Что, по вашему мнению, необходимо сделать перед тем, как заступить на маршрут, или, как вы говорите, оторваться: проверить верёвки и страховку, помолиться или что-нибудь еще?
В.Б.: Помолиться никогда не помешает. Ну и проверить все тоже:)
HPCru: Какое расстояние нужно будет пройти до верхушки от точки отрыва?
В.Б.: По предварительным расчетам - примерно метров 600-700 льда, и потом еще работа на гребне.
HPCru: Почему вы отказались от своего первого маршрута и выбрали весенний путь американцев?
В.Б.: Действительно, этот маршрут был заявлен весной Такедой и Шелдоном, но реально они по нему не шли. Сначала они сделали попытку пройти моим весенним путем, но потом был сделан траверс на заявленный маршрут. По причине непогоды выше они так и не пошли, и спустились. Максимальная точка, достигнутая американцами - 5900-5950 м. Надо сказать, что гора сильно изменилась с весны. Нижняя часть старого маршрута стала очень камнеопасной. Так что, по-моему, на сегодня маршрут восхождения по правому контрфорсу выглядит более целесообразным.
HPCru: А можно его будет как-то изменить на месте, на стене, если подведёт погода?
В.Б.: Маршрут выбран, и по-моему мнению, он очень логичен. И половина маршрута мною уже пройдена. Правда, возможна небольшая корректировка ледовой части - все будет зависеть от состояния снежных карнизов на гребне.
HPCru: Сколько можно продержаться на платформе в условиях непогоды?
В.Б.: Хоть сколько угодно, пока не кончатся продукты, газ, а, главное, настроение.
HPCru: Сколько дней вы планируете затратить на прохождение маршрута?
В.Б.: Нижняя часть потребовала 5 дней работы. Верхняя часть при хорошей погоде предположительно от 3 до 4 дней. Но это пока только по прикидкам, на месте будет видно. Вообще, сказать сложно, поскольку в верхней части никогда никого не было.
HPCru: Будете ли вы, находясь на стене, интересоваться письмами из дома или на это просто нет времени?
В.Б.: КОНЕЧНО БУДУ! Для меня очень важна поддержка из дома. Между мной и Игорем будет постоянная радиосвязь, а он каждый день будет отправлять и забирать почту.
HPCru: Сколько займёт спуск?
В.Б.: Дня два.
HPCru: Что вы чувствуете, вися над пропастью, во время прокладывания маршрута?
В.Б.: Это сложный конгломерат чувств. Сюда входит все: и страх, и упоение свободой, и ощущение того, что ты первый... Ну и много еще чего.
HPCru: А с приближением к вершине ощущения меняются?
В.Б.: Да, конечно. Постепенно начинаешь понимать, что победа где-то рядом. При этом надо быть очень осторожным, в такие мгновения уже сложно повернуть назад - ты рвешься к вершине. Но ощущение ее близости, конечно же, придает сил.
HPCru: Валерий, а вы волнуетесь, заступая на маршрут?
В.Б.: Есть немного. Каждый маршрут, тем более новый и сложный - это шаг в неизвестность.
HPCru: Как вы оцениваете свои шансы на успех?
В.Б.: Я не хочу об этом говорить.
HPCru: Откуда вы обычно черпаете свои силы, если чувствуете, что они уже на исходе? Как взбодриться в ситуации крайней усталости?
В.Б.: Изнутри, откуда же еще, и из своего двадцатилетнего опыта. В конце-концов, в каждом человеке есть жажда жизни. Меня всегда кто-то ждет, кто-то пеереживает. Это как у Сент-Экзюпери в рассказе "Планета людей", про того летчика, который разбился на самолете высоко в Андах. Он мог погибнуть, но он всегла помнил, что его ждут внизу, что он кому-то дорог, и это было его главной движущей силой, благодаря которой он остался жив.
HPCru: Была ли у вас такая ситуация вчера или сегодня, например?
В.Б.: Не было. Вчера мы играли в преферанс, а сегодня поднимались в высотный базовый лагерь. И то, и другое конечно нелегко, но с риском для жизни не связано точно :))
HPCru: Как проходит восхождение на Меру? Вы можете дать себе оценку?
В.Б.: Я думаю, хорошо.
HPCru: Сколько часов в день вы работаете на стене?
В.Б.: Когда работаю, то работаю 10-11 часов. Все зависит от ситуации. Когда будет решающий штурм, я могу проработать и все 24 часа. Рабочий день у меня ненормированный:-).
HPCru: Валерий, у вас так много конкурентов. Как вы к этому относитесь? Это вас "подстёгивает" или раздражает?
В.Б.: Не то и не другое. Они все очень милые люди, особенно четверо японцев, с которыми живем рядом и так хорошо подружились.
HPCru: Вы говорили, что обычно можете предчувствовать, угадывать как будет развиваться ситуация в горах. Ваша интуиция сейчас "работает"? И что она вам говорит?
В.Б.: Пока ничего не говорит. Для включения интуиции нужна сложная ситуация, но мы попытаемся ее избежать :)
Интервью было дано 13 сентября в 20.50 по местному времени в палатке Валерия Бабанова и Игоря Здановича, расположенной в высотном базовом лагере.
Валерий Бабанов: Настроение хорошее, самочувствие еще лучше. Правда, сожалею, что не успел дочитать книжку.
HPCru: Есть ли какая-нибудь примета, от которой может зависеть успех восхождения, и которой вы доверяете?
В.Б.: Примет таких нет. Главное - погода. Когда я ходил по новому маршруту на Гран-Жарас, я провалился в трещину, упустил восьмерку (веревку). Потом сошла лавина... Вот такие приметы были, а восхождение получилось очень классным.
HPCru: Что, по вашему мнению, необходимо сделать перед тем, как заступить на маршрут, или, как вы говорите, оторваться: проверить верёвки и страховку, помолиться или что-нибудь еще?
В.Б.: Помолиться никогда не помешает. Ну и проверить все тоже:)
HPCru: Какое расстояние нужно будет пройти до верхушки от точки отрыва?
В.Б.: По предварительным расчетам - примерно метров 600-700 льда, и потом еще работа на гребне.
HPCru: Почему вы отказались от своего первого маршрута и выбрали весенний путь американцев?
В.Б.: Действительно, этот маршрут был заявлен весной Такедой и Шелдоном, но реально они по нему не шли. Сначала они сделали попытку пройти моим весенним путем, но потом был сделан траверс на заявленный маршрут. По причине непогоды выше они так и не пошли, и спустились. Максимальная точка, достигнутая американцами - 5900-5950 м. Надо сказать, что гора сильно изменилась с весны. Нижняя часть старого маршрута стала очень камнеопасной. Так что, по-моему, на сегодня маршрут восхождения по правому контрфорсу выглядит более целесообразным.
HPCru: А можно его будет как-то изменить на месте, на стене, если подведёт погода?
В.Б.: Маршрут выбран, и по-моему мнению, он очень логичен. И половина маршрута мною уже пройдена. Правда, возможна небольшая корректировка ледовой части - все будет зависеть от состояния снежных карнизов на гребне.
HPCru: Сколько можно продержаться на платформе в условиях непогоды?
В.Б.: Хоть сколько угодно, пока не кончатся продукты, газ, а, главное, настроение.
HPCru: Сколько дней вы планируете затратить на прохождение маршрута?
В.Б.: Нижняя часть потребовала 5 дней работы. Верхняя часть при хорошей погоде предположительно от 3 до 4 дней. Но это пока только по прикидкам, на месте будет видно. Вообще, сказать сложно, поскольку в верхней части никогда никого не было.
HPCru: Будете ли вы, находясь на стене, интересоваться письмами из дома или на это просто нет времени?
В.Б.: КОНЕЧНО БУДУ! Для меня очень важна поддержка из дома. Между мной и Игорем будет постоянная радиосвязь, а он каждый день будет отправлять и забирать почту.
HPCru: Сколько займёт спуск?
В.Б.: Дня два.
HPCru: Что вы чувствуете, вися над пропастью, во время прокладывания маршрута?
В.Б.: Это сложный конгломерат чувств. Сюда входит все: и страх, и упоение свободой, и ощущение того, что ты первый... Ну и много еще чего.
HPCru: А с приближением к вершине ощущения меняются?
В.Б.: Да, конечно. Постепенно начинаешь понимать, что победа где-то рядом. При этом надо быть очень осторожным, в такие мгновения уже сложно повернуть назад - ты рвешься к вершине. Но ощущение ее близости, конечно же, придает сил.
HPCru: Валерий, а вы волнуетесь, заступая на маршрут?
В.Б.: Есть немного. Каждый маршрут, тем более новый и сложный - это шаг в неизвестность.
HPCru: Как вы оцениваете свои шансы на успех?
В.Б.: Я не хочу об этом говорить.
HPCru: Откуда вы обычно черпаете свои силы, если чувствуете, что они уже на исходе? Как взбодриться в ситуации крайней усталости?
В.Б.: Изнутри, откуда же еще, и из своего двадцатилетнего опыта. В конце-концов, в каждом человеке есть жажда жизни. Меня всегда кто-то ждет, кто-то пеереживает. Это как у Сент-Экзюпери в рассказе "Планета людей", про того летчика, который разбился на самолете высоко в Андах. Он мог погибнуть, но он всегла помнил, что его ждут внизу, что он кому-то дорог, и это было его главной движущей силой, благодаря которой он остался жив.
HPCru: Была ли у вас такая ситуация вчера или сегодня, например?
В.Б.: Не было. Вчера мы играли в преферанс, а сегодня поднимались в высотный базовый лагерь. И то, и другое конечно нелегко, но с риском для жизни не связано точно :))
HPCru: Как проходит восхождение на Меру? Вы можете дать себе оценку?
В.Б.: Я думаю, хорошо.
HPCru: Сколько часов в день вы работаете на стене?
В.Б.: Когда работаю, то работаю 10-11 часов. Все зависит от ситуации. Когда будет решающий штурм, я могу проработать и все 24 часа. Рабочий день у меня ненормированный:-).
HPCru: Валерий, у вас так много конкурентов. Как вы к этому относитесь? Это вас "подстёгивает" или раздражает?
В.Б.: Не то и не другое. Они все очень милые люди, особенно четверо японцев, с которыми живем рядом и так хорошо подружились.
HPCru: Вы говорили, что обычно можете предчувствовать, угадывать как будет развиваться ситуация в горах. Ваша интуиция сейчас "работает"? И что она вам говорит?
В.Б.: Пока ничего не говорит. Для включения интуиции нужна сложная ситуация, но мы попытаемся ее избежать :)
Интервью было дано 13 сентября в 20.50 по местному времени в палатке Валерия Бабанова и Игоря Здановича, расположенной в высотном базовом лагере.